Почему может греться автоматический выключатель?


Среди защитной автоматики, которую мы привыкли видеть в квартирном электрическом щитке, автоматическому выключателю (АВ) приходится справляться с весьма важными функциями. Чтобы сработал автоматический выключатель, в контролируемой прибором цепи должна возникнуть одна из аварийных ситуаций:

  • при чрезмерной токовой нагрузке, греется кабель электропроводки, что влечет за собой угрозу разрушения изоляции вплоть до возгораний;
  • в случае появления в нагрузке короткого замыкания через цепи АВ протекают сверхтоки, несущие опасность для проводки.

Обе ситуации вызывают момент срабатывания автоматического выключателя, что позволяет защитить электрическую проводку от разрушений. Выбивать автомат, так в обиходе называют процесс срабатывания АВ, в штатном режиме заставляют два типа расцепителей электромагнитный, срабатывающий мгновенно при токах КЗ и тепловой, реакция которого бывает спровоцирована перегрузкой электропроводки. Некоторые пользователи электросети жалуются, что АВ в процессе работы нагревается, что, в свою очередь, выделяет защитный выключатель на фоне прочей автоматики.

Тепловой расцепитель автоматического выключателя представлен биметаллической пластиной, которая при прохождении электрического тока, нагреваясь, изгибается, вызывая срабатывания защитного механизма АВ. Но только ли он заставляет греться автоматический выключатель и каковы могут быть дополнительные причины, попробуем разобраться.

Как мы уже слегка приоткрыли завесу секретности над причинами нагрева автомата – это его штатное состояние. Работа теплового расцепителя инерционна и срабатывают автоматические выключатели при перегрузках с временной задержкой. Чем сильнее превышен номинал срабатывания, тем быстрее сработает автомат. Правда, при этом время «ожидания» теплового расцепителя может занимать от нескольких единиц, до нескольких десятков минут, что приводит к неизбежному разогреву корпуса.

Естественный нагрев АВ меняется в зависимости от модели защитного прибора и может достигать значений в пределах +55 … +70°C, эта информация обычно приводится в заводском паспорте на устройство. Однако помимо штатного нагрева, обусловленного особенностями срабатывания тепловой защиты, причинами дополнительного разогрева корпуса могут выступать неисправности подключения. Кроме того перегрев может быть вызван неисправностью автоматического выключателя – это характерная черта для изделий малоизвестных производителей, насытивших рынок дешевыми подделками.

В отношении проблем с подключением можно назвать плохо затянутые контакты, фиксирующие вводные/выводные провода. Недостаточный контакт вызывает сильный разогрев соединений, вплоть до разрушения корпуса автомата. Чтобы этого не происходило, необходимо периодически проверять состояние электрических контактов и при необходимости подтягивать их.

К неисправностям АВ, выступающим причинами его разогрева следует отнести следующие недостатки, вызванные преимущественно качеством автомата:

  • низкое качество металлов контактных групп, замена меди дешевыми сплавами приводит к росту контактных сопротивлений и, как следствие их разогреву;
  • несоответствие из-за некачественной сборки заявленных характеристик, что не только влияет на порог отключения автоматического выключателя, но и увеличивает его температуру.

Таким образом, неисправность защитного автомата, в частности выражающаяся в его чрезмерном разогреве, не такая уж и безобидная ситуация. Со временем она как снежный ком вырастает в более серьезные проблемы, вплоть до того, что ставит под сомнение сам момент защитного отключения. Такие автоматы подлежат замене, но при выборе столь важных элементов защиты не стоит экономить на качестве, а отдавать предпочтение проверенным брендам.

1 1 голос

Рейтинг
статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии