Мультиметром можно самостоятельно проверить состояние электропроводки автомобиля. К его помощи автолюбители прибегают при быстром разряде аккумулятора, коротких замыканиях или нарушении целостности цепи. Тестер позволяет обнаружить факт утечки тока в бортовой сети и выявить её причину, устранение которой предотвратит неожиданную разрядку АКБ перед поездкой или, того хуже, в дороге. Разберёмся, как проверить автомобиль мультиметром и какой прибор лучше купить водителю.
Критерии выбора мультиметра для автолюбителя
При выборе мультиметра для автомобиля обращайте внимание на следующие моменты.
Точность. Для тестирования бортовой электрической сети авто достаточно устройства с погрешностью 0,25 – 1 %. Отклонение напряжения или тока в этих пределах не влияет на работу транспортного средства.
Тип. Измерители электротехнических показателей бывают цифровыми, аналоговыми и комбинированными. Предпочтительнее цифровые устройства: они точнее, представляют информацию в удобочитаемом виде.
Разрядность. Различают приборы с разрядностью 2 ½, 3 ½ и 4 ½. Они показывают 2 – 4 полных разряда соответственно и один неполный. Разрешение последнего наивысшее. Для авто достаточно мультиметра с разрядностью 3 ½.
Диапазон измерения. Номинальное напряжение бортовой сети транспортного средства не превышает 14,4 В – бытового мультиметра с диапазоном 200 В достаточно. Для поиска токов утечки нужен прибор с большим диапазоном по токам – от 10 А. Пусковые токи, достигающие 250 – 270 А, удобнее замерять стрелочными или аналоговыми тестерами с диапазоном измерения от 300 А.
Питание – модели с аккумуляторной батареей удобнее в эксплуатации.
Для работы при тусклом освещении нужен цифровой мультиметр с подсветкой дисплея, иначе придётся пользоваться фонариком или подсвечивать показания телефоном. Прозванивать цепь удобнее мультиметром с зуммером. Он воспроизводит звук при низком сопротивлении, в случае короткого замыкания.
Функция измерения температуры позволяет обнаружить места с плохими контактами – они нагреваются.
Измерение утечки
Проверять утечку тока мультиметром на автомобиле рекомендуется, когда аккумулятор начинает быстро разряжаться. Для этого:
- Выключите все электрические приборы (потребителей) в авто, в том числе зажигание.
- Переключите устройство в режим измерения постоянного тока.
- Выберите наибольший диапазон (на бытовых моделях это 10 А).
- Снимите «минусовую» клемму с аккумулятора.
- Подключите мультиметр в разрыв: красный щуп к клемме, чёрный – к контакту на корпусе АКБ.При обратном подключении на дисплее будет отрицательное значение.
- Подождите минимум 10, лучше 15 – 20 минут. В первые минуты показания могут быть завышенными из-за функционирования блоков электроники в «спящем» режиме.
- Проверка автомобиля мультиметром завершена.
- Снимайте показатели.
Нормой считается значение до 50 – 60 мА, зависит от модели авто (информацию ищите в руководстве по эксплуатации или на специализированных ресурсах).
Рейтинг
статьи